План для 4,6-11классов

2.2. Учебный план для учащихся 4,6-11 классов реализуется в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004  № 1089» и ФБУП-2004. Учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

Инвариантная часть учебного плана для учащихся 4,6-11 классов.

Инвариантная часть учебного плана обеспечивает реализацию обязательных федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта, включает в себя перечень учебных предметов (курсов, дисциплин) и минимальное количество часов на их изучение.

На ступени начального общего образования (4 класс) в рамках федерального компонента инвариантной части учебного плана изучаются:

«Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык (английский)», «Математика», «Окружающий мир (человек, природа, общество)», «Искусство (музыка и изобразительное искусство)», «Технология (труд, информатика и ИКТ)», «Физическая культура».

Часы,  отведенные в 4  класс на преподавание учебных предметов «Искусство» (музыка и ИЗО)  проводятся отдельно (ИЗО – 1 час, музыка – 1 час). Предмет «Технология» включает курс «Труд» и модуль «Информатика и ИКТ» – всего 2 часа.

В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации» [11,12 в п. 1.1.]  с 1 сентября 2012 г. в учебный план  4 класса включён курс «Основы религиозной культуры и светской этики»  (далее – ОРКСЭ)  в объёме 1 час в неделю (всего 34 часа).

Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами комплексного курса являются:

– знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

– развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

– обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

– развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.

В 2013-2014 учебном году  в рамках курса ОРКСЭ в учебный план включен модуль «основы исламской культуры». Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществлялся  родителями (законными представителями) учащихся. Выбор  зафиксирован протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей.

На ступени основного общего образования (6-9 классы) : «Русский язык», «Литература», « Иностранный язык (английский)», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание», «Природоведение», «География», «Биология», «Физика», «Химия», «Искусство (музыка, изобразительное искусство – ИЗО), «Технология», «Предпрофильные курсы», «Основы безопасности жизнедеятельности – ОБЖ»,  «Физическая культура», «Искусство».

Выбор предпрофильных курсов для учащихся 9-х классов основан на запросах большей части учеников.

Таблица 2. Информация о предпрофильных курсах.

Наименование предпрофильного курса Классы Количество часов Распределение по четвертям
Компьютерная графика и дизайн  9 17 1,2
Работа с информацией 9 17 3,4

 

 

 

     На ступени среднего (полного) общего образования (10-11 классы) учебный план включает:

– обязательные учебные предметы федерального компонента, изучаемые на базовом уровне: «русский язык», «литература», «английский язык», «биология», «химия», «история», «основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)», «физическая культура»;

– обязательные учебные предметы федерального компонента, изучаемые на профильном уровне (в соответствии с выбором обучающихся): «алгебра и начало анализа», «геометрия», «физика»;

– обязательные учебные предметы (курсы) по выбору учреждения, основанного на запросах обучающихся: «информатика  и ИКТ», «технология»

Естественнонаучный цикл дисциплин включает предметы: «Физика» (профильный уровень), «Химия» (базовый уровень) и «Биология» (базовый уровень).

Интегрированный учебный предмет «Обществознание» изучается на базовом уровне и представлен модулями: «Обществоведение», «Экономика», «Право».

Инвариантная часть учебного плана включает также Региональный компонент, который представлен следующими предметами:

на ступени основного общего образования: модулями курса “Основы проектной деятельности” (по 1часу в  6 – 8 классах); курсом «Краеведение» (1 час в 9 классе);

на ступени среднего (полного) общего образования: модулями курса «Основы проектирования» (по 1часу в 10 – 11 классах).

Таблица 3: Региональный курс «Основы проектной деятельности» в 5-8 классах представлен набором следующих модулей:

Наименование модуля класс Кол-во часов Распределение по четвертям
1 От проблемы – к цели 6 16 I-II
2 Письмо как продуктивный вид речевой деятельности 6 18 III- IV
3 Основы риторики и публичное выступление 7 15 IV
4 Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью 7 12 I-II
5 Как работать в команде. 7 8 III
6 От проблемы –к цели 8 18 I-II-III
7 Презентация продукта 8 16 IV

 

В рамках курса «Основы проектирования» изучаются следующие модули:

Наименование модуля класс Кол-во часов Распределение по полугодиям
1 Бизнес план 10 34 I, II
2 Социальный проект 11 34 I, II

 

Вариативная часть учебного плана для учащихся 4,6-11 классов.

Вариативная часть обеспечивает реализацию компонента образовательного учреждения.

Часы вариативной части УП во 4,6-11 классах использованы:

– для увеличения количества часов на изучение учебных предметов федерального компонента.

– для изучения родного языка (татарского) в 4,6-9 классах в объеме 2 часа;

– для организации проектной и исследовательской деятельности учащихся;

– для организации дополнительного образования школьников (кружки, факультативы;

– для проведения индивидуальных и групповых консультаций.

–  для изучения элективных курсов на старшей ступени обучения.

 

Таблица 4. Распределение учебных часов вариативной части УП на изучение предметов.

 

 

Учебный предмет Классы Количество часов
Литературное чтение 4 1
Математика 4,7-9 1
Технология 9 1
Литература 5 1
География 6 1
Биология 6 1
Русский язык 7 1
Черчение 8 1
Родной язык 4,6-9 2

 

Таблица 6. Распределение часов вариативной части УП на индивидуально-групповые консультации.

Групповые и индивидуальные консультации проводятся с целью оказания помощи учащимся   в ходе обучения по предметам федерального компонента.

Предмет Классы Количество часов в неделю
Математика 10 1
11 1

 

 

 

Таблица 7. Распределение часов вариативной части на элективные курсы для учащихся старшей ступени обучения.

 

 

Учебный план предусматривает ведение 3-х часов физической культуры в 1-11 классах. Проведение физической культуры в форме аудиторных занятий, снижающих суммарный объем двигательной активности обучающихся, не допускается.

На основании письма министерства образования и науки Самарской области от 01.04.2009 № 1141 обязательная подготовка обучающихся – граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется в рамках соответствующего раздела учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и на учебных сборах с юношами по окончании 10 класса  в объеме 40 часов.