План для 4,6-11классов
2.2. Учебный план для учащихся 4,6-11 классов реализуется в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089» и ФБУП-2004. Учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
Инвариантная часть учебного плана для учащихся 4,6-11 классов.
Инвариантная часть учебного плана обеспечивает реализацию обязательных федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта, включает в себя перечень учебных предметов (курсов, дисциплин) и минимальное количество часов на их изучение.
На ступени начального общего образования (4 класс) в рамках федерального компонента инвариантной части учебного плана изучаются:
«Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык (английский)», «Математика», «Окружающий мир (человек, природа, общество)», «Искусство (музыка и изобразительное искусство)», «Технология (труд, информатика и ИКТ)», «Физическая культура».
Часы, отведенные в 4 класс на преподавание учебных предметов «Искусство» (музыка и ИЗО) проводятся отдельно (ИЗО – 1 час, музыка – 1 час). Предмет «Технология» включает курс «Труд» и модуль «Информатика и ИКТ» – всего 2 часа.
В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации» [11,12 в п. 1.1.] с 1 сентября 2012 г. в учебный план 4 класса включён курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (далее – ОРКСЭ) в объёме 1 час в неделю (всего 34 часа).
Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами комплексного курса являются:
– знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
– развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
– обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
– развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.
В 2013-2014 учебном году в рамках курса ОРКСЭ в учебный план включен модуль «основы исламской культуры». Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществлялся родителями (законными представителями) учащихся. Выбор зафиксирован протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей.
На ступени основного общего образования (6-9 классы) : «Русский язык», «Литература», « Иностранный язык (английский)», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание», «Природоведение», «География», «Биология», «Физика», «Химия», «Искусство (музыка, изобразительное искусство – ИЗО), «Технология», «Предпрофильные курсы», «Основы безопасности жизнедеятельности – ОБЖ», «Физическая культура», «Искусство».
Выбор предпрофильных курсов для учащихся 9-х классов основан на запросах большей части учеников.
Таблица 2. Информация о предпрофильных курсах.
Наименование предпрофильного курса | Классы | Количество часов | Распределение по четвертям |
Компьютерная графика и дизайн | 9 | 17 | 1,2 |
Работа с информацией | 9 | 17 | 3,4 |
На ступени среднего (полного) общего образования (10-11 классы) учебный план включает:
– обязательные учебные предметы федерального компонента, изучаемые на базовом уровне: «русский язык», «литература», «английский язык», «биология», «химия», «история», «основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)», «физическая культура»;
– обязательные учебные предметы федерального компонента, изучаемые на профильном уровне (в соответствии с выбором обучающихся): «алгебра и начало анализа», «геометрия», «физика»;
– обязательные учебные предметы (курсы) по выбору учреждения, основанного на запросах обучающихся: «информатика и ИКТ», «технология»
Естественнонаучный цикл дисциплин включает предметы: «Физика» (профильный уровень), «Химия» (базовый уровень) и «Биология» (базовый уровень).
Интегрированный учебный предмет «Обществознание» изучается на базовом уровне и представлен модулями: «Обществоведение», «Экономика», «Право».
Инвариантная часть учебного плана включает также Региональный компонент, который представлен следующими предметами:
– на ступени основного общего образования: модулями курса “Основы проектной деятельности” (по 1часу в 6 – 8 классах); курсом «Краеведение» (1 час в 9 классе);
– на ступени среднего (полного) общего образования: модулями курса «Основы проектирования» (по 1часу в 10 – 11 классах).
Таблица 3: Региональный курс «Основы проектной деятельности» в 5-8 классах представлен набором следующих модулей:
№ | Наименование модуля | класс | Кол-во часов | Распределение по четвертям |
1 | От проблемы – к цели | 6 | 16 | I-II |
2 | Письмо как продуктивный вид речевой деятельности | 6 | 18 | III- IV |
3 | Основы риторики и публичное выступление | 7 | 15 | IV |
4 | Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью | 7 | 12 | I-II |
5 | Как работать в команде. | 7 | 8 | III |
6 | От проблемы –к цели | 8 | 18 | I-II-III |
7 | Презентация продукта | 8 | 16 | IV |
В рамках курса «Основы проектирования» изучаются следующие модули:
№ | Наименование модуля | класс | Кол-во часов | Распределение по полугодиям |
1 | Бизнес план | 10 | 34 | I, II |
2 | Социальный проект | 11 | 34 | I, II |
Вариативная часть учебного плана для учащихся 4,6-11 классов.
Вариативная часть обеспечивает реализацию компонента образовательного учреждения.
Часы вариативной части УП во 4,6-11 классах использованы:
– для увеличения количества часов на изучение учебных предметов федерального компонента.
– для изучения родного языка (татарского) в 4,6-9 классах в объеме 2 часа;
– для организации проектной и исследовательской деятельности учащихся;
– для организации дополнительного образования школьников (кружки, факультативы;
– для проведения индивидуальных и групповых консультаций.
– для изучения элективных курсов на старшей ступени обучения.
Таблица 4. Распределение учебных часов вариативной части УП на изучение предметов.
Учебный предмет | Классы | Количество часов |
Литературное чтение | 4 | 1 |
Математика | 4,7-9 | 1 |
Технология | 9 | 1 |
Литература | 5 | 1 |
География | 6 | 1 |
Биология | 6 | 1 |
Русский язык | 7 | 1 |
Черчение | 8 | 1 |
Родной язык | 4,6-9 | 2 |
Таблица 6. Распределение часов вариативной части УП на индивидуально-групповые консультации.
Групповые и индивидуальные консультации проводятся с целью оказания помощи учащимся в ходе обучения по предметам федерального компонента.
Предмет | Классы | Количество часов в неделю |
Математика | 10 | 1 |
11 | 1 | |
Таблица 7. Распределение часов вариативной части на элективные курсы для учащихся старшей ступени обучения.
Учебный план предусматривает ведение 3-х часов физической культуры в 1-11 классах. Проведение физической культуры в форме аудиторных занятий, снижающих суммарный объем двигательной активности обучающихся, не допускается.
На основании письма министерства образования и науки Самарской области от 01.04.2009 № 1141 обязательная подготовка обучающихся – граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется в рамках соответствующего раздела учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и на учебных сборах с юношами по окончании 10 класса в объеме 40 часов.